3 февраля в Москве стартовала IX научно-практическая конференция “Новые информационные технологии в образовании” (Комплексная модернизация процесса обучения и управления образовательными учреждениями с использованием технологии “1С”). Разумеется, ее суть точнее описывается предложением в скобках, что в принципе закономерно для большей части подобных мероприятий.

Те, кто надеялся услышать какие-либо откровения по поводу общей экономической ситуации, наверное, мог остаться разочарован. Организаторы сразу объявили, что финансовый кризис не является центральной темой конференции. По мнению заведующего кафедрой ИТ ВГОУ ВПО “Финансовая академия” при Правительстве России Дмитрия Чистова, образовательную среду сейчас в первую очередь должен заботить переход на двухуровневую учебную подготовку (бакалавриат и магистратуру), базирующуюся на стандартах третьего поколения. (Кстати, как заверил присутствующих проректор Московского госуниверситета экономики статистики и информатики Юрий Тельнов, стандарты уже закуплены государством, и сейчас идет процедура их регистрации.) Кризисы же, как считает г-н Чистов, приходят и уходят, в то время как для системы образования традиционно характерна стабильность.

Директор “1С” Борис Нуралиев в своем выступлении упоминал слово “кризис” лишь при подведении предварительных финансовых итогов минувшего года (рост бизнеса на уровне 8%) и когда сформулировал общее отношение своей компании к этому явлению: “кризис — не бархатный сезон”. (Имелось в виду то, что во время экономического спада нельзя расслабляться и отдыхать подобно служащим курортного отеля, который с наступлением осенних холодов покинуло большинство постояльцев.) А в целом, г-н Нуралиев основное внимание уделил рассказу о конкретных продуктах “1С”, чего, как выяснилось, и ждала от него аудитория (в списках зарегистрировавшихся — более 1200 фамилий).

Из общих тенденций, имеющих отношение к внедрению ИТ в образовательный процесс и упоминавшихся докладчиками, можно отметить тезисы выступления директора Департамента госполитики в образовании Минобрнауки Игоря Реморенко. По его мнению, главными общесистемными тенденциями сегодня являются автоматизация процессов управления на школьном уровне (электронные журналы, базы данных и пр.), развитие исследований (анализ информационных компетентностей в непрерывном образовании) и расширение коммуникационных каналов (возникновение “дистанционной контактной педагогики”). При этом г-н Реморенко отметил, что в ближайшее время все больше будут востребованы технологии, моделирующие ту или иную профессиональную деятельность (тренажеры, виртуализаторы и пр.), и в обозримом будущем стоит ожидать постепенное стирание грани между контактными и бесконтактными технологиями обучения.

Завершало пленарное заседание конференции выступление главного эксперта Института проблем образовательной политики “Эврика” Романа Селюкова, который рассказал о некоторых аспектах проходящего с 1 сентября прошлого года внедрения новой системы оплаты труда (НСОТ) учителей. Речь шла о том, что существовавшая до недавнего времени схема мотивации педагогов представляется руководству страны крайне неэффективной. Поэтому в будущем зарплата учителя станет состоять из фиксированной и дифференцированной частей. Последняя при этом будет определяться качеством преподавания, а не количеством отработанных часов, что, по мнению г-на Селюкова, может стимулировать работников школ применять больше ИТ в образовательном процессе. (Как утверждает эксперт, в тех пилотных регионах, где сейчас внедряется НСОТ, порядка 10% учителей выходят на уровень доходов, который в среднем превышает аналогичный показатель по промышленной отрасли.)

В общем, как несложно понять, многие из затронутых на конференции тем пробудили в аудитории самый горячий интерес. А вот вызовет ли она какой-либо общественный резонанс, зависит от того, какая резолюция будет принята по окончании второго дня мероприятия, и как “1C” ею распорядится.